Состояние рынка социологических и маркетинговых исследований в 2022 году
Методология

Исследование проводилось в рамках опроса ESOMAR Global Market Research. Также в анкету были добавлены вопросы, предложенные рабочей группой по аналитике отрасли ассоциации ОИРОМ, а вопрос на слайде 19 был задан по методике Greenbook Research Industry Survey

Метод сбора данных: онлайн-опрос

Выборка: компании, занимающиеся маркетинговыми и социально-политическими исследованиями на российском рынке, а также компании, занимающиеся разработкой ПО для рынка исследований.

Список компаний для опроса взят с портала Sociologos + списки членов ОИРОМ и Группы 7/89 + активные участники ResearchEXPO 2016, 2017, 2018, 2019 и 2021 и 2022 году. Всего компаний в списке: 631.

Приняли участие в опросе 80 компаний (13% участников рынка, которые дают 60% всего оборота рынка).


Публикуем основные тезисы:

  1. Оборот рынка маркетинговых исследований в России 22,5 млрд. руб.
2. Разбивки по типам исследований: 52% приходится на сбор первичных количественных данных; 35% на аналитика и отчеты; 10% на сбор первичных качественных данных; 3% на консалтинг.

3. Количественные исследования в 2022 году: 41% приходится на телефонные интервью (обычные / CATI); 32% на количественные онлайн- и мобильные исследования; 23% на личные интервью (PAPI / CAPI), включая холл-тесты.

4. Качественные исследования в 2022 году: 43% - очные фокус-группы; 19% - онлайн фокус-группы; 17% - глубинные онлайн интервью; 9% - глубинные личные интервью; 1% - традиционная этнография.

5. По использованию технологий: 95% приходится на традиционные исследования. К традиционным исследованиям отнесены типы проектов, в которых используются следующие методы: личные, телефонные и онлайн-опросы. Только 5% исследований делаются с использованием технологий. К исследованиям с использованием технологий относятся: веб-аналитика, автоматические диджитал исследования, аналитика социальных медиа, онлайн сообщества и другие.

6. Оценка состояния отрасли по мнению экспертов, принявших участие в исследовании:
  • 64% опрошенных компаний отметили, что 2022 год был прибыльным для них (2021 год был прибыльным для 80% опрошенных компаний)
  • 55% компаний отметили, что им сложнее оставаться прибыльными в 2023 году, и 13% - что проще (в 2022 году 87% опрошенных отметили, что сложнее и только 3% - что проще)
  • 34% опрошенных компаний ожидают рост по итогам 2023 года, 18% – ожидают падение. В 2022 году падения ожидали 67% опрошенных компаний
  • 38% компаний еще не вернулись к уровню до февраля 2022 года и не ожидают, что в ближайшее время вернутся, в то время как 21% уже вернулись, и еще 41% ожидают вернуться в ближайшее время.

7. Отраслевые тенденции: 71% отметили усиление давления на стоимость исследований; 65% выделили сокращение доли исследований, проводимых оффлайн; 36% - запросы клиентов на снижение сроков поля\рост активности российских заказчиков; 31% - развитие DIY и рост доли исследований, которые компании делают своими силами.
8. Возможности для отрасли:
  • Фокус на внутренний рынок, быстрое развитие российского бизнеса, который занимает освободившиеся ниши после ухода западных компаний
  • Фокус на внутренний рынок, быстрое развитие российского бизнеса, который занимает освободившиеся ниши после ухода западных компаний
  • Специализация и рост профессионализма исследователей, развитие собственных методик.
  • Быстрая адаптация компаний к меняющимся условиям.

Полный отчет смотрите на сайте Future Research Foundation.